четверг, 12 октября 2023 г.

НЕИСПРАВИМЫЙ ОПТИМИСТ

                                                                                                       Олег Орлов. Фото: сайт  memohrc.org
Вчера Головинский суд в Москве вынес вердикт по делу сопредседателя Центра защиты прав человека "Мемориала"* Олега Орлова, признав его виновным в дискредитации российских вооруженных сил. Только наказание было неожиданно вегетарианским – всего лишь штраф в 150 тысяч рублей. Напомним, поводом для обвинения Орлова стала опубликованная в ноябре 2022 года в независимом интернет-издании Mediapart статья с осуждением войны в Украине. Сам Орлов на следствии настаивал, что таким образом он выразил «свое личное мнение относительно событий, происходящих в Российской Федерации и во всем остальном мире". Прокуратура четыре месяца пыталась за это мнение дать правозащитнику наказание по максимуму. И, видно, вспомнив достославную советскую практику, потребовала направить обвиняемого на судебно-психиатрическую экспертизу.

Гособвинитель Кильдишева на суде заявила: мол, у обвиняемого Орлова наблюдается "обостренное чувство справедливости, отсутствие инстинкта самосохранения, позерство перед гражданами". (Повторив формулу, изобретенную для правдолюбцев специалистами института им. Сербского). Государственный обвинитель права, Олегу Орлову действительно присуще обостренное чувство справедливости еще с тех времен, когда он протестовал против войн и в Афганистане, и в Чечне, как теперь в Украине. И да, у Орлова полное отсутствие инстинкта самосохранения, когда в 2009 году был обвинен Кадыровым в клевете (оправдан в 2011 г.), когда после разгрома Правозащитного Центра «Мемориала» остался в России. Но вот чего у Олега Петровича нет и в помине так это позерства. Совершенно. Для сведения прокуроров это просто дерзкий, ироничный, и веселый человек. Но непоколебимый и самоотверженный боец. Что убежден: «патриотизм — это не гордость за свою страну, а жгучий стыд за ее преступления».

Да, в отличие от политиков и гражданских активистов тюремные сроки правозащитникам дают с оглядкой. А процесс по сфабрикованному делу Юрия Дмитриева в свое время понадобился для шельмования правозащитного движения и ликвидации «Мемориала». Возможно, в случае с Орловым ограничились взысканием потому, что общественным защитником выступал лауреат Нобелевской премии Дмитрий Муратов. Хотя, что для Кремля какие-то там нобилианты! Скорее всего, не хотели ассоциаций. Отправить в лагерь одного из руководителей уже разгромленного «Мемориала», где больше тридцати лет исследовали историю политических репрессий в СССР, на сей раз посчитали нецелесообразным. Не замечая, что уже погрузили страну в слепящую тьму по Кестлеру. Именно против такого хода событий протестовал Олег Орлов. О чем и сказал в своем последнем слове. Ниже отрывок из его речи:

«Я не раскаиваюсь!
Я не раскаиваюсь в том, что выходил на антивоенные пикеты, что написал статью, за которую меня судят. Вся моя предыдущая жизнь не оставила мне иного выбора. Не могу не вспомнить любимый девиз моего учителя, великого правозащитника Сергея Адамовича Ковалева, девиз, сформулированный еще римскими мыслителями: «Делай что должно, и будь что будет». Я не раскаиваюсь, что не уехал из России. Это моя страна, и я считал, что из России мой голос будет звучать громче. А теперь, благодаря совместным усилиям политической полиции, следствия, прокуратуры и суда, моя маленькая скромная газетная статья получила такое распространение, о котором я не мог и мечтать.

И уж совсем я не жалею o том, что долгие годы работал в «Мемориале», работал ради будущего моей страны. Сейчас может показаться — «все пошло прахом». Может показаться — все, что я и мои друзья, коллеги сделали, уничтожено, а наша работа была бессмысленной. Но это не так. Я уверен, пройдет не так уж много времени, и Россия выйдет из того мрака, в который она сейчас погружена. И в том, что это неизбежно, есть немалая заслуга сообщества мемориальцев и всех наших друзей, коллег по российскому гражданскому обществу, которое никому не удастся уничтожить».

*Новое название Правозащитного центра "Мемориала"

Комментариев нет:

Отправить комментарий