суббота, 1 сентября 2018 г.

ЭКЗАМЕН ДЛЯ КОМИССАРА

Первого сентября  к  обязанностям Верховного комиссара по правам ООН приступила бывший президент Чили Мишель Бачелет. На этом посту она сменит иорданца Зейда Раада аль-Хусейна. Да, Генеральная Ассамблея Организации объединенных наций старается соблюдать принцип географической ротации, но кандидатура Бачелет на столь высокий пост даже на беглый взгляд выглядит самой достойной из возможных. Это сказано вовсе не в обиду замечательной Мэри Робинсон. Примечательно, и та и другая женщина занимали в своих странах самый высокий государственный пост – президентский. Причем Бачелет – дважды (2006-2010 и 2014-2018). 

И совсем не потому, что она вдовой видного политического деятеля, как было принято в Латинской Америке. Столь впечатляющую политическую карьеру Бачелет сделала только благодаря собственной биографии. А биография Мишель романного уровня, где было разное: обеспеченная семья, политические репрессии, эмиграция, разводы, и учеба, учеба, учеба! Ну, то, что в свое время она занимала пост министра здравоохранения, понятно – врач по профессии. Но и пост министра обороны Чили приняла не с бухты-барахты, а по окончании военной академии. А уж школу политической борьбы прошла, будь здоров! Тем более за президентский пост! 

И все это не только благодаря разнообразным талантам, но и целеустремленности, энергии и независимости. Ей удалось главное: стать не только президентом Чили, но президентом чилийцев. И народ ставит ей в заслугу ни какие-то там достижения, хотя страна имеет сейчас один из самых высоких доходов на душу населения в Латинской Америке, но, прежде всего, личную честность. А это, как известно, для политика совершенно невозможная вещь. Бачелет выполнила практически все свои предвыборные обещания, в частности, снизила уровень коррупции в стране. И теперь Чили находится на 21 месте в мире между Великобританией и Бельгией. А это, как известно, дорогого стоит. 

Но никакие успехи в стране невозможны без поддержки общества. Как и без общественной критики действий власти. В не такой большой по населению стране Чили (17 млн.) действуют до 100 тысяч общественных организаций! Многие из них контролируют действия чиновников, и, прежде всего, государственных. Самой Бачелет пришлось пережить разнообразные волны протестов, в Чили бастовали даже школьники. И, как видим, стала только сильнее. Это в России зачатки гражданского общества уничтожены на корню, а в Чили общественная жизнь бурлит. Граждане этой страны умеют не только протестовать, но и оценить политика по достоинству. Совсем недавно, в марте 2018, прощаясь со своим президентом, они скандировали ей вслед: «Спасибо!» 

Будем надеяться, и мировому сообществу когда-нибудь найдется за что благодарить Мишель Бачелет. Но добьется ли она весомых результатов на посту Верховного комиссара по правам человека ООН, покажет лишь время. Правда, задел на мировом уровне у нее уже есть. С 2010 по 2014 год, в период от одной президентской каденции до другой, она занимала пост главы комитета по делам женщин ООН. И в этом качестве добилась невозможного – приятия Декларации, призванной защитить женщин от насилия. На это ушло три года, зато под эти историческим документом поставили свои подписи представители всех 193 стран. 

Хотя разве насилию подвергаются только женщины, это повсеместно происходит и с мужчинами. Массовое насилие над военнопленными, над заключенными, над гражданскими лицами – мужчинами и мальчиками во время военных конфликтов... Что такое быть заключенным в диктаторской стране, Мишель Бачелет и сама знает – год провела в пиночетовской тюрьме. Только путинская тюрьма в России куда безнадежней, в ее застенках эти дни, в эти часы погибает Олег Сенцов. Но имеет ли Верховный комиссар ООН по правам человека полномочия переменить участь отдельного узника в отдельной стране? Вряд ли. Но пусть хотя бы попытается.

2 комментария:

  1. Что-то уважаемую Бачелет пока не слышно и не видно.

    ОтветитьУдалить
  2. Ничего от этого комиссара не зависит, но хоть протоколировать будет.Авось для гаагского суда пригодится.

    ОтветитьУдалить